Развивающие уроки для ребенка 1 год

Содержание статьи

Развивающие игры и занятия для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев (подробный план — конспект)

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей от 1 года

  • Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

    Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Рамка-вкладыш

  • Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

Как развивать ребенка в 1 год

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Накорми Машу

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Изучаем понятия "много-мало"

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)

Нанизываем маленькие колечки на пирамидкуУже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Игры с коробочками, корзинками

  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Игры с коробочками, матрешками

  • Составляем кубики друг на друга;

Строим башню из кубиков

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

  • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик — динь-динь, машина — би-би и т.д.))

5. Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

7. Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

8. Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

9. Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.
Читайте также:  Подвывих бедра у ребенка 1 год

Как научить ребенка есть ложкой

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия для детей 1 года конспект

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)

Игры на развитие мелкой моторики от 1 года

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Лепка для малышей

ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

Как развивать ребенка в 1 год

Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период — направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Читайте также: Как развивать ребенка в 2 года

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Читайте также:  Холодец ребенку 1 год

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Читайте также: Как развивать ребенка в 3 года

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

  • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
  • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра — это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Дата публикации: 10.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Развивающие игры и занятия для детей от 1 года

Дети от 1 года активно осваивают возможности своего интеллекта, стремительно развиваются, их действия и движения становятся более осознанными, чем во младенчестве. Это непростой этап развития нервно-психической сферы ребёнка.

развивающие игры для малышей

Разнообразие развивающих игр и занятий

Ребёнок в год старается быть самостоятельным. Он изучает окружающий мир при помощи наблюдений и своих новых способностей.

Годовалые дети нуждаются в помощи родителей, поэтому этот период посвящают их развитию, заострив внимание на развивающих занятиях и играх для детей.

Занятия, стимулирующие раннее развитие годовалых детей отличаются процессом проведения и предназначением.

Некоторые придуманы для развития речи, логики, творчества, двигательных навыков.

Другие — помогают привить ребёнку любовь к чистоте, порядку или взаимопомощи.

Занятия, обучающие детей, разделяют на группы:

  1. Активные развивающие игры.
  2. Пассивные развивающие игры.

Активные игры — это полноценные интересные занятия с весёлыми играми, занимающие определённое время.

К пассивным играм, расширяющим представления малыша об окружающем мире, обращаются при занятии бытовыми хлопотами.

Упражнения заключаются в том, чтобы внимание ребёнка привлечь к окружающим предметам на кухне, в ванной или в другом помещении, где определённое время находиться взрослый.

развивающие игры от 1 года

Активные развивающие игры для детей 1 года

Категория активных развивающих игр включает полезные и увлекательные занятия, разделяющиеся по предназначению.

Развитие коммуникативной сферы и эмоций для детей 1 года

К занятиям, поддерживающим положительные эмоции малыша и развивающим его воображение, относятся известные народные игры-забавы.

«Прячьте пальцы!»

Мама или папа садятся с малышом, берут его ладошку и водят своим пальцем по ней, проговаривая стишок:

На горе стояли зайцы

Прячьте пальцы!

После слова «цап», сжимается ладошка малыша. Деток захватывают эти занятия, они стараются поймать палец родителей, чтобы повторить игру.

Каждый раз, когда ребёнок ловит палец, родители хвалят его за ловкость. Стих простой и слова легко воспроизводятся детьми.

«Верни мне, пожалуйста»

Игра, обучающая детей возвращать предметы и просить. Взрослые садятся напротив малыша и дают ему в руки любимую игрушку. Через время просят её обратно. Игру повторяют несколько раз . В дальнейшем малыш, отдавая игрушку, будет просить её вернуть. При занятии произносят отчетливо слова « пожалуйста » и «спасибо».

Знакомство с телом

Знакомить детей с телом необходимо до годика, малыш должен знать и показывать, где находятся глаза, уши, щёчки, руки либо ножки. Родителям следует спрашивать у своего чадо, где находятся те же органы на их теле. Проводят подобные занятия с использованием любимых игрушек, кукол, мишек, зайчиков.

дети от 1 года

Деток по старше, чётко определяющих местонахождение частей тела, учат не только показывать пальчиком, где глаза, а и произносить правильно слова. В этом возрасте малышу объясняют для чего ему нужны эти части тела, играя в забавную игру

«У меня есть …»

Она заключается в том , что взрослые касаются разных частей тела, проговаривая стишок:

У меня есть глазки, чтобы видеть ,

У меня есть ушки, чтобы слышать.

Читайте также:  Аксессуары для дня рождения ребенка 1 год в спб

У меня есть ножки, чтобы ходить,

У меня есть ручки, чтобы ими махать.

У меня один носик, чтобы дышать,

Один язычок, чтобы «здравствуй» сказать .

Есть румяные щёчки, чтобы их щекотать,

А теперь нам пора погулять.

После последней фразы мамы или папы прогуливаются по комнате с малышом.

Игра о шевелящихся частях тела

Взрослые садятся напротив малыша и читают стишок, шевеля той частью тела, о которой говорится в произведении:

Я сидел, чтоб было сил,

Ручками я шевелил,

А когда совсем устал,

Строго «Хватит» им сказал .

Не хотят они уняться

И быстрее шевелятся.

Поступлю тогда я так,

Прогоню я шевеляк!

После последней фразы родители машут указательным пальцем и прекращают двигать руками. Далее повторяется игра, но в стихе используют уже другую часть тела, пальчики, ушки, нос, губы, язык.

Представление об окружающем мире

С детьми, которым исполнился 1 год, проводят различные занятия, расширяющие представление о цвете, формах, запахах. Для этого используют развивающие игрушки или предметы, находящиеся в доме и на улице.

Прогулка с изучением цветов

Родители берут корзинку или любую ёмкость и кладут в неё какой — то предмет определённого цвета. Обязательно, произнося вслух, что за предмет положен в корзину и какого он цвета.

Далее, взяв ребёнка за руку, проходятся по комнате в поисках предметов такой же окраски.

Если малыш попытается положить в коробку вещь другой расцветки, ему объясняют, что она не подходит. Когда собрано около 10 изделий, их выкладывают в одну кучку и начинают собирать предметы другого цвета.

«Пустой-полный»

Родители берут две коробки, а также небольшую тележку или грузовичок. Один ящик наполняют игрушками, а второй оставляют пустым и рассказывают, где пустая, а где полная коробка. Потом игрушки по очереди складывают в тележку, перевозят к пустой коробке и перекладывают в неё.

Малыша поощряют, чтобы он повторял всё и помогал. Когда все игрушки перемещены, ребенку объясняют, где теперь пусто, а где нет.

В дальнейшем, родители уже не говорят, а спрашивают у своего чадо, где и какая коробка.

Забавы, поощряющие творчество

Занятий, стимулирующих творчество очень много . Любовь к рисованию прививают при помощи цветных мелков или ручки. Рисуя свои первые «каракули», малыш учиться координировать движения глаз и рук.

Игры с музыкальными игрушками (барабаны, дудочки, гитары) приносят не только радость, но и способствуют развитию самосознания. Они развивают координацию, учат слышать и слушать, а также искать связь между произведёнными действиями и их результатом . Музыка помогает эмоциональному и физическому развитию детей.

развитие ребенка 1 год

Развитие двигательных навыков

Развивают двигательные навыки детям 1 года, играя в мяч, догоняя их либо убегая от них , спуская их с горки, а также с помощью различных акробатических упражнений.

Летом проводят весёлое упражнение на траве. Сначала родители бегают с детьми, потом приостанавливаются и говорят несколько раз фразу: « Вверх до неба, вниз до травки», — и делают соответственные движения руками. Далее кружатся и падают на траву со словами: «А теперь покружись и на травку повались. Бух!».

Игра с одеялом учит ребёнка соблюдать равновесие. Его раскладывают на полу и усаживают сверху малыша. Ребёнку объясняют, что он уезжает в путешествие на поезде и начинают очень осторожно тянуть плед, говоря «чу — чу — чу».

дети 1 год развитие

Развитие навыков самообслуживания

Навыки самообслуживания прививают, играя с куклами или другими игрушками. По утрам берут куклу и говорят малышу, что она проснулась и хочет умыться. После умывания, её вытирают салфеткой, объясняя, что это полотенце, принадлежащее кукле, а у малыша есть своё , как у мамы и папы. Игрушку берут завтракать, после еды вытирают ей лицо и руки. Куклу сажают на горшочек и предлагают детям сесть с ней. Родители куклу расчёсывают, делают вид, что чистят ей уши, срезают ногти. После подобных действий, игрушка радуется и благодарит за уход. Так , малыши научатся ухаживать за собой и будут спокойно реагировать на гигиенические процедуры.

ребенок 1 год

Полезные игры и занятия

Множество полезных занятий включают игры, развивающие мелкую моторику и речь.

Мелкую моторику развивают при помощи лепки, рисования, пальчиковых игр, разнообразных мелких предметов.

Наиболее простыми играми являются ладушки, рисование на песке, разрывание бумаги, перелистывание страниц в книгах, перебирание бус либо крупы.

Родители, в какие бы игры не играли, должны общаться с детьми, произнося вслух названия окружающих вещей и различных действий.

Не стоит расстраиваться, если дети отказываются учиться, их нельзя заставлять упражняться, навязывая те или иные игры.

Заученные игры не привлекают деток, поэтому не стоит проводить цикл одних и тех же упражнений, их нужно постоянно чередовать. Важно во время упражнений наблюдать, не скучно ли деткам, и если у них заметно пропал интерес, то следует перейти к другим обучающим играм.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник